Новости – Общество
Общество
«В новостях я ни разу не видел привлекательной Уфы»
Фото из архива Алексея Гиндуллина
Победитель фотоконкурса «Уфа — любимый город» — о том, какими он видит столицу Башкирии и смысл своей работы
6 июля, 2015 10:55
11 мин
В беседе с корреспондентом «Русской планеты» победитель и обладатель Гран-при фотоконкурса «Уфа — любимый город» Алексей Гиндуллин декламирует стихи Владимира Орлова: «И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок — все люблю на свете я, это Родина моя…». Молодой фотограф романтизирует и одухотворяет Уфу — свой родной и однозначно любимый город. Диплом и денежный сертификат ему принесла работа «Новый район». Закат, затуманивший золотыми пятнами солнечного света строящийся «уфимский кремль», снят в контровом свете с парковки одного из торговых центров и отобран из десяти его других конкурсных работ и из тысячи фотоснимков остальных претендентов на победу.
– Конкурс, о котором я узнал из соцсетей, был объявлен ко Дню России и Дню города. Он вызвал эйфорию как среди профессиональных фотохудожников, так и в рядах фотолюбителей. Шанс на победу был невероятно мал, но я надеялся, верил и не прогадал, — рассказывает Алексей.
– Как вы думаете, почему победила именно ваша работа и именно эта?
– Отмеченная фотография сделана скорее в стиле андеграунд и «индастриал» и поэтому выделялась среди множества классических и правильных работ. Видимо, жюри было слишком искушенным и обращало внимание на новые, интересные способы подачи обыденных вещей. Другой причины не вижу — соперники у меня были очень достойные.
Гиндуллин увлекся фотографией с 2007 года, когда приобрел «неплохую довольно-таки мыльницу с ультразумом». Сначала смотрел на брата и учился у него — снимать старым пленочным фотоаппаратом, проявлять снимки в темноте при красном свете. А потом на «цифровике» уже сам начал фотографировать природу, друзей, памятные моменты жизни. И не заметил, как втянулся.
Фото из архива Алексея Гиндуллина
– Какой видится Уфа сквозь призму вашего объектива? Отличается ли она от той, которую показывают, скажем, в новостях?
– В новостях я вообще ни разу не видел привлекательной Уфы. Мой родной город, каким я его ощущаю и стараюсь показывать, — маленький, уютный, зеленый, с множеством парков и достопримечательностей. Да, дороги у нас плохие, но это не помешало осенью на невзрачной улочке с совершенно раздолбанным дорожным полотном «словить» замечательный кадр. Наверное, в этом и заключается призвание фотографа: находить в минусах плюсы и делать обычные вещи уникальными благодаря измененному ракурсу, свету, цветопередаче и собственному неравнодушию.
– Что вас вдохновляет на творчество?
– Родина моя, как это ни банально звучит. И каждый раз через фотографию она открывается по-новому. Например недавно это были кадры уфимского железнодорожного вокзала — удалось запечатлеть его с акцентом на совершенно удивительные атмосферные облака и наползающий туман. Свет тогда был хороший, он и помог сотворить чудо. Вообще я люблю снимать небо: оно всегда разное, чем оказывает огромное влияние на знакомые места и вещи. Люди смотрят и не узнают, где это красота такая? Неужели Уфа?
– Значит, вы воспринимаете Уфу не такой, как видят ее остальные люди. Как вам это удается?
– Кто знает, почему один видит так, а другой — иначе? Что влияет на угол зрения? Индивидуальность, наверное, характер человека, его талант, опыт и, безусловно, влюбленность в свой город… Все рвутся в Москву счастье искать, а я считаю, где родился, там и пригодился. Столицу России еще выдержать надо с ее смогами, пробками на дорогах и бесконечными толпами народа — нет, это определенно не мое. Вот наш региончик — самое то для жизни: зеленый, уютный, красивый! — Алексей оглядывает пейзаж, хорошо просматривающийся с нашей террасы: реку Уфимку и деревья, спускающиеся к ней по крутому склону. — Я живу почти в таком же месте, рядом с рекой. И уезжать не хочу никуда!
– Какие самые важные задумки, связанные с Уфой, вы намерены реализовать в будущем?
– Одна из самых дорогих и близких к реализации — река из людей. Если взглянуть на самый центр города — улицу Ленина под определенным углом (есть там такая возвышенность), можно увидеть эту реку совершенно отчетливо. Правда, мало кто обращает внимание на это явление, ведь здесь всегда полно народу. Но на длинной выдержке я попробую добиться того, чтобы этот невероятный поток из тел увидели все — вдруг все же удастся вас удивить?
Фото из архива Алексея Гиндуллина
– Как вы относитесь к фотошопу? Приукрашивать действительность — это вообще плохо или хорошо? И пользуетесь ли этим инструментом в работе?
– Без фотошопа сейчас никуда. Скучновато. Сейчас же цифровой век, поэтому обработка в основном составляет 50% хорошего кадра. Мои работы — не исключение. Тем более, это позволяет весь динамический диапазон фотографии передать. Например то, что в оригинале не будет видно, при обработке легко проявить — те же тени или цвета. Хотя, если учесть великое множество факторов, можно и вообще без обработки фотографировать, но это уже будет верх искусства. Каждый сам выбирает, что ему по душе и на что у него хватит сил. Мое мнение — цифровой век диктует свои правила, приходится идти на поводу.
– Что отличает Уфу от других городов, и как вы видите ее сквозь призму объектива?
– Сложный вопрос. Наверное, в любом городе можно найти что-то интересное. Уфу характеризует возвышенность над миром — у нас же на горе город со всех сторон. Самобытные традиции. Красивая природа. Смешение культур. Многонациональность. Просторы до горизонта, горы и леса, пасеки с душистым медом. Есть желание все это запечатлеть. Вот выйду в отпуск, может, что-то и получится…
– Какой бы вы хотели видеть столицу Башкирии в будущем? Чего, на ваш взгляд, не хватает нашему городу?
– Мне как жителю Уфы бросается в глаза отсутствие нормальных дворов, детских площадок. Детишки сами себе предоставлены. В связи с этим есть задумка снять социальную рекламу: это будут фотографии одного и того же двора летом и осенью. Летом, конечно, все красиво и зелено. А осенью в любом уфимском среднестатистическом дворе видели, что делается? Грязь и слякоть вперемежку с мусором, и детям негде играть. Для меня двор служит точкой отсчета социальной жизни для каждого маленького человека. Мало там поставить две-три качели и горку. Нужен хороший теннисный стол, чтоб на века, спортивный городок и многое другое.
Самое главное, необходимы бесплатные кружки для детей по разным видам деятельности, включая творчество и спорт. Дворы должны быть с психологической составляющей — привлекать ребенка к творчеству, спортивным состязаниям и здоровым, нормальным играм. Чтобы ему в своем дворе было интересно, а родители не боялись за его безопасность. Для этого в каждом доме должен быть общественный комитет, состоящий из мам и пап, а не из посторонних теть или дядь. Среди них, кстати, могут быть и психологи, и преподаватели, и общественные деятели. Почему до сих пор этого нет — вообще не понимаю.
Сейчас пришел к выводу, что надо самим менять ситуацию, не ждать помощи от властей. Если что-то в жизни не устраивает, сделай сам. Я уже начал следовать этому принципу: недавно засыпал большую яму, оставшуюся от строителей прямо на дороге к нашему дому. Из-за нее постоянно возникали конфликтные ситуации среди водителей, мне надоело. Пришел на стройку, попросил гравий, песок, камни. Начал засыпать. Прохожие еще меня ругали при этом: «Вот, не умеете работать, сколько терпим из-за вас, дармоеды!» Думали, я из тех строителей, которые яму оставили.
Фото из архива Алексея Гиндуллина
– Какие качества нужны, чтобы стать хорошим фотографом?
– Чтобы быть хорошим фотографом, важно понимать каждый нюанс, происходящий в кадре, а для этого надо пуд соли съесть — очень много работать. Мой кумир — Сергей Иванов. У него каждая фотография — это шедевр, произведение искусства: свет волшебный, атмосфера, объем в кадре. Я уже близок к пониманию его технологии, но опыта пока недостаточно. Видишь бытовую сторону, определяешь художественную задумку, только как это сделать, чтобы твоими глазами увидели все, не представляешь.
Чтобы сработать четко, нужен опыт. Он помогает решить техническую сторону вопроса, только и это дается непросто: ездишь на работу, общаешься с людьми, пьешь кофе и совершаешь тысячу других разных дел, но перед глазами вечно стоит какая-то рамочка, замыкающая окружающее пространство в кадр… Это оборотная сторона мастерства — ни минуты покоя, но зато техника фотографирования растет.
Кстати, хороший фотограф — он еще и философ, постоянно размышляет о жизни, посредством фотоснимков старается донести свои переживания и эмоции. Если говорить о моем мировоззрении, мы все — частички бесконечности. В фотографии можно это выразить, если постараться. И если обладать при этом достаточной долей мастерства и испытывать вдохновение. Множество факторов должны сойтись в одной точке, но периодически это все же происходит.
– В этом ли смысл работы фотографа? Подобно НЛП, изменять сознание людей в лучшую сторону?
– А это мысль! Хорошая идея, концепция целая! Изменять мир к лучшему с помощью фотографии — этим мы и занимаемся. Если уже точно известно о приемах нейролингвистического программирования, с успехом используемых для развала нашей страны и разобщения людей, задача каждого мыслящего человека — менять сознание в лучшую сторону, противостоять тлетворной программе по растлению умов, навязанной нам извне. И каждый мыслящий человек делает это, как может. Пока среди молодежи превалируют низкие ценности, но те, кто постарше, еще помнят, что самые главные в жизни вещи — это совсем не вещи. И фотография в этом смысле мощное оружие, так как способна это показать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости