Поликлиника в сети
Фото: личный архив Эдуарда Гаптракипова

Фото: личный архив Эдуарда Гаптракипова

Как в Башкирии виртуальные кабинеты врачей помогают бороться с очередями в поликлиниках

В Уфе в рамках федерального проекта «Телемедицина» седьмой месяц успешно работает единый сервис консультаций «Врач РБ-онлайн». Ежедневно группа врачей оказывают бесплатную консультационную и рекомендательную помощь населению со всех уголков Башкирии и не только с помощью Интернета. Руководитель сервиса медицинских консультаций «Врач-онлайн» хирург, кандидат медицинских наук Эдуард Гаптракипов рассказал РП, почему их пациенты предпочитают обращаться к виртуальным врачам и как сервис помогает повысить медицинскую грамотность населения.

В этой больнице не нужно брать талоны к врачам и сидеть у кабинета, став заложником томительного ожидания своей очереди. Кабинеты здесь виртуальные, а вот специалисты самые что ни на есть реальные врачи с квалификационными категориями и учеными степенями. Команда профессионалов из различных медучреждений Башкирии объединилась в новом проекте «Врач-онлайн». 40 специалистов, среди которых хирург, терапевт, педиатр, психотерапевт, ревматолог, диетолог и даже спинальный нейрохирург ежедневно оказывают консультационную и рекомендательную помощь населению республики и других регионов страны.

– Когда узнала об этом сервисе, то написала сразу нескольким специалистам, — рассказала мама двоих детей Олеся Кунафина. — Вопросов возникает очень много, а возможности ходить по врачам, высиживать очередь, практически нет. Наша поликлиника не совсем удобна еще тем, что долго нужно ждать запись, а когда приходишь к своему времени, то все равно приходится сидеть в очереди. Поэтому это очень удобно, когда ты можешь получить помощь, консультацию от конкретного специалиста в режиме онлайн. Задавая вопрос доктору, я незамедлительно получала ответ. Был случай, когда мне понадобилась экстренная консультация и опять же мне пришли на помощь специалисты сервиса.

– Мне очень помог консультант по грудному вскармливанию сервиса «Врач-онлайн», — продолжает еще одна молодая мама Эвелина Гарифуллина. — Честно говоря, до того, как я к ней обратилась, я уже готова была прекратить кормить грудью. Боли были невыносимые, кормила малышку со слезами. А после того, как специалист Ксения объяснила, как правильно прикладывать ребенка к груди и подсказала, что у меня есть одно заболевание груди, после лечения я стала кормить с удовольствием. И малышка моя счастлива!

Онлайн-консультации очень выручают и жителей отдаленных поселков, в которых зачастую нет даже фельдшера, не то, что узких специалистов.

– Я проживаю в небольшом поселке в 130 километрах от Уфы, — рассказала Наталья Ляшко. — Это очень здорово и удобно, находясь за много километров, и не имея у себя в районе узких специалистов, получать первоначальную грамотную помощь или совет. У меня трое детей и чаще всего приходится обращаться к неврологу и хирургу-травматологу. Они мне подсказывают, что еще можно дополнительно обследовать или какие еще можно сдать анализы или разъясняют уже назначенное лечение.

Как показывает статистика, на сервисе «Врач-онлайн» жители республики чаще всего обращаются за помощью к педиатрам, гинекологам, неврологам, кардиологам. Немало сообщений и в виртуальных кабинетах других специалистов, вопросы поступают и днем и ночью.

– Я в проекте консультирую с октября 2015 года, — говорит РП детский невролог Маргарита Давлетшина. — Это очень интересный опыт для меня. Работая в ГКБ №17 и в медицинском центре, вижу, что часто ко мне приходят по вопросам, которые можно решить за минуту, не приходя на очный прием. А ведь люди тратят столько времени, чтобы записаться, попасть ко мне. И это с грудным ребенком на руках! Иногда нужно просто расшифровать результаты УЗИ, просто объяснить что-то. Сервис дает такую возможность. Я рада, что причастна к этому хорошему делу. Кроме того, это очень удобно для самих врачей. В сложных и спорных случаях я всегда могу написать любому нашему специалисту и посоветоваться по тому или иному вопросу.

Руководитель сервиса медицинских консультаций «Врач-онлайн» Эдуард Гаптракипов отметил, что одна из причин, которая подтолкнула к созданию этого проекта — именно частое обращение людей за медицинской помощью к сомнительным интернет-источникам.

– Мы провели исследование и выяснили, что в республике высокие показатели обращаемости в сети интернет за консультацией по лечению заболеваний — ежемесячно около 35 тысяч запросов, — рассказывает Эдуард Гаптракипов. — Большинство советов из интернета — это просто статейные рекомендации из непроверенных источников, нередко, консультируют даже люди, не имеющие медицинского образования. Зачастую, люди не получают нужного и достоверного ответа, и остаются без квалифицированного лечения. При этом, возникает проблема неправильного самолечения. В результате, пациент получает осложнения, что приводит к затягиванию лечения, а для государственных лечебных учреждений — к дополнительным нагрузкам на медицинский персонал.

Как сервис поможет разгрузить медперсонал в поликлиниках?

– Внедряя телекоммуникационный формат, мы ставили перед собой немало задач, которые постепенно решаем. Одна из них — снижение количества беспорядочных обращений в поликлиниках и их разгрузку от очередей. Ведь по статистике около 25% пациентов республики приходят в медучреждения только за консультацией или корректировкой своих действий в отношении своего лечения. Всем нам знакома фраза пациентов, стоящих в очереди: «Я только спросить!». Наш сервис перенаправляет пациентов в профильные учреждения для дальнейшей диагностики и лечения. К примеру, человек чувствует боли в пояснице, но при этом не знает стоит ли идти в больницу и ему надо понять, что у него за заболевание, и что ему делать. В жизни это происходит так: пациент записывается на прием к врачу, где описывает ему свою проблему и получает некоторые рекомендации и направление на анализы. Это называется первичная консультация, на которой диагноз, как правило, не ставится, а лишь обозначается направление, в котором будет решаться проблема пациента. Все это можно было бы сделать и через интернет, сэкономив время.

Есть ли подобные проекты в других регионах?

– Платформа и структура сервиса не имеет аналогов, так как в системе сервиса проработаны все мелочи работы при оказании консультации онлайн, как для врача, так и для пациента. К примеру, для оперативной работы в ближайшее время будут запущены мобильные приложения для пациентов и для врачей ЛПУ.

Фото: личный архив Эдуарда Гаптракипова

Расскажите о ваших специалистах.

– Что касается наших специалистов, то скажу так: современный врач должен соответствовать требованиям времени, поэтому все врачи подбираются по принципу преданности своей профессии и квалификации. Многие имеют немалый опыт работы в медицине, это специалисты высшей и первой категорий, для которых профессия врач — не просто работа, а призвание. Это люди, которые служат своему делу в любое время дня и ночи, в выходные дни и в отпуске. Хочу отметить, что врачи сервиса не занимаются лечением, так как первичный прием должен вести врач очно. А вот дать рекомендации, подсказать куда и к кому обратиться, какое диагностическое обследование пройти и даже помочь прочитать анализы наши медики легко с этим справляются в режиме-онлайн.

У вас ведь даже предусмотрен и виртуальный консилиум врачей...

– Действительно мы нередко организовываем консилиум для разбора сложных случаев, где консультируемся уже друг у друга. Ведь в некоторых случаях обращения уже бывают с запущенными случаями, когда требуются и терапевт, и хирург, и невролог. Вот тут как раз консилиум помогает нам принять коллективное решение и быстрее среагировать на обращение. Для нас самое главное, чтобы человек был здоров и спасен от ненужного самолечения.

Ваш сервис работает чуть более полугода, чего удалось добиться за это время?

– Сервис медицинских консультаций за это время стал популярным среди жителей не только нашего региона, но и других городов России. Оказано более 50 тысяч консультаций, разработан прототип мобильного приложения сервиса, решающий проблему работы с населением, разработана концепция дальнейшей работы в сотрудничестве с лечебными учреждениями. Также проект был презентован в министерстве здравоохранения республики, торгово-промышленной палате и Российской академии народного хозяйства при президенте РФ, где получил положительные отзывы и одобрение для его внедрения и улучшения показателей здоровья населения региона. Самое главное — сервис повышает медицинскую грамотность среди населения.

Каким вы видите проект в будущем?

— В масштабном формате мы планируем организовать тесную работу с ЛПУ, в частности работу с амбулаторно-поликлиническими и участковыми службами. У врача на своем участке появится возможность наблюдать клиническое течение болезни, давать рекомендации и советы онлайн или приглашать пациента на очный осмотр и постоянно быть в контакте с пациентом. А для руководителей лечебных учреждений это даст колоссальную возможность рассматривать показатели эффективности работы специалистов и принимать меры по их мотивации, увеличению заработной платы, премированию и так далее.

Также хотелось бы, чтобы наш проект подтолкнул к созданию единого централизованного сервиса онлайн-консультаций в других регионах РФ.

Пенсия в кризис: новые правила Далее в рубрике Пенсия в кризис: новые правилаКак будут начисляться пенсии в 2016 году, кого затронет индексация и как получить надбавку, если только уволился с работы Читайте в рубрике «Титульная страница» Николай Дроздов – повелитель зверейСегодня знаменитому зоологу и телеведущему исполняется 80 лет Николай Дроздов – повелитель зверей

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»